Консультация для родителей
Развитие связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития
Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных
процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.
Дети
с ЗПР быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не
могут довести начатую работу. Все эти и многие другие особенности психических
процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи.
В коррекционной работе в специальном образовательном учреждении для
детей с ЗПР основное внимание уделяется: формированию монологической речи;
обучению детей составлению предложений и обучению рассказыванию разного вида.
Приемы
развития связной речи у детей с ЗПР:
1.
Рассказ по демонстрируемым действиям - это прием учит внимательно наблюдать,
сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним
точные грамматические категории.
2.
Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин - это умение формируется на
основе вышеперечисленного. При использовании этого метода работы педагог должен
учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать
логические связи и отношения.
3.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Это
самый сложный вид рассказывания. Здесь труднее обеспечить план высказывания
из-за отсутствия образца. Только вопросный план педагога поможет детям
обеспечить последовательность этапов изложения. Однако в тоже время отсутствие
образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над
творческим рассказыванием.
Конкретная
целевая установка задания - очень важный момент, т.к. именно от цели занятия
будет зависеть структура.
Одним детям для того, чтобы они правильно выполнили задание,
достаточно своевременного одобрения, эмоциональной стимуляции или напоминания
условия задания. Другой группе детей необходимо дополнительное разъяснение
способа выполнения задания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий